Rambler's Top100
РЕКОММЕНДАЦИИ ПАРЛАМЕНТСКИХ СЛУШАНИЙ НА ТЕМУ:


Турбизнес №5(16)
1 мая 1999г

О совершенствовании государственного регулирования в сфере туризма и гостиничного хозяйства (доходы и налоги) в Российской Федерации

     В течение многих лет туризм является фундаментальной основой экономики многих развитых и развивающихся стран.

     В мировой экономике роль туризма постоянно возрастает. Являясь одной из крупнейших доходных и наиболее динамичных отраслей, уступая по доходности лишь добыче и переработке нефти, туризм, по данным Всемирной туристской организации, обеспечивает 10% оборота производственно-сервисного рынка планеты.

     На долю туризма приходится около 6% мирового валютного национального продукта, 7% мировых инвестиций, каждое 16-е рабочее место, 11% мировых потребительских расходов, 5% всех налоговых поступлений.

     В последние годы и в нашей стране стало уделяться больше внимания развитию туризма.

     Приняты Федеральная целевая программа “Развитие туризма в Российской Федерации”, указ Президента РФ “О дополнительных мерах по развитию туризма в Российской Федерации и об использовании государственной собственности в сфере туризма”, Федеральный закон “Об основах туристской деятельности в РФ”.

    Во всех документах идет речь о поддержке, развитии туризма в России, об улучшении материальной базы туризма, о создании экономических условий для развития туристской отрасли путем предоставления налоговых и других льгот.

     В результате принимаемых мер ежегодно в бюджеты разных уровней поступает более 6 млрд руб. за счет налоговых поступлений, полученных от туристской деятельности.

    Однако, ситуация в туристской индустрии начала резко меняться в 1998 г. Этому способствовал ряд причин: прежде экономический кризис в стране, кризис финансово-банковской системы 17 августа 1998 г., ограничение платежеспособного спроса населения на услуги туризма, связанного с задержкой выплаты зарплаты, пенсий, пособий, а также введением новых видов налогов, таких как “налог с продаж”.

    Но положение может еще ухудшиться, когда будут отменены действующие льготы в туристской отрасли.

    Уже сегодня из-за действующих налогов, цен на тепло-энергоносители, транспортные перевозки и другие услуги, цены на путевки на туристские базы и гостиницы превышают цены на аналогичный отдых в Болгарии, Кипре, Греции и ряде других стран.

     Расчеты показывают, что увеличение цен на путевки от введения земельного, вводного налогов, таможенных сборов, отмена льгот на НДС более чем на 28%, приведет не к дополнительным поступлениям средств в бюджет, а наоборот, к потерям средств в бюджет.

     Только по внутреннему туризму поступления в бюджет от НДС составят 750 млн руб., а возмещение из бюджета — 807 млн руб., потери — 57 млн руб. В целом по туристской отрасли потери превысят свыше 100 млн руб.

     В результате отмены льгот на НДС больше всего пострадает выездной туризм.

      Если в области внутреннего и въездного туризма 10% НДС будут взиматься с добавленной стоимости, поскольку в зачет могут быть представлены соответствующие документы поставщиков, услуг туроператору, то в области выездного - 15% НДС на всю стоимость путевки. Это происходит потому, что большая часть услуг, входящих в стоимость выездного турпакета, приходится на услуги международных пассажироперевозок, освобожденных от НДС, и услуг наземного туробслуживания за рубежом, доходы от реализации которых, включая НДС в тех странах, где он взимается с соответствующих видов деятельности, уплачивается за границей. Таким образом, при начислении НДС на туроператорскую деятельность по отправке туристов за рубеж, возможности принятия туроператорами НДС к зачету из бюджета крайне ограничены, и по существу 15% НДС будут взиматься со всей стоимости путевки. В сочетании с 5%-ным налогом с продаж — 15% составит по существу 20,75% налога, не считая остальных налогов. При сложившейся конъюнктуре мирового и отечественного туристского рынка, уплата турфирмой таких налогов автоматически ведет к ее полному и быстрому банкротству.

    Анализируя туристскую деятельность нельзя оставить без внимания гостиничный комплекс услуг, поскольку эти услуги являются одной из составляющих при формировании туристского продукта.

    В настоящее время в связи с ликвидацией Министерства жилищно-коммунального и гостиничного хозяйства эта отрасль выпала в целом из блока отраслей, управляемых единой структурой федерального уровня.

    Отсутствие единой нормативно-правовой базы по данному виду деятельности негативно сказывается на хозяйственно-финансовой работе гостиничного комплекса, а также на туристском бизнесе.

    Государственная поддержка туристской отрасли и через федеральный бюджет в 1998 г. тоже не состоялась. Целевая программа “Развитие туризма в РФ до 2001 г.” крайне неудовлетворительно финансировалась из средств федерального бюджета.

    Из-за отсутствия лимитов на капитальные вложения не были выполнены работы по реконструкции 19 туристских объектов и вновь начинаемых строительство 11 объектов. Федеральная целевая программа финансировалась и реализовывалась, в части строительства и реконструкции средств размещения туристов, только за счет региональных и местных бюджетов.

Участники Парламентских слушаний отмечают:

     Туризм, как отрасль экономики не нашел должной поддержки со стороны государства через исполнительные и законодательные органы.

     В Российской Федерации не используется опыт систем налогообложения туристической отрасли и гостиничного хозяйства развитых стран.

     В туристической индустрии и в гостиничном комплексе не разработана единая нормативно-правовая база.

Участники Парламентских слушаний рекомендуют:

     Правительству Российской Федерации:

- подготовить и внести в Государственную думу законопроекты, предусматривающие внесение изменений;

- в статью 20 Федерального закона “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, в части исключения из перечня объектов налогообложения по налогу с продаж, услуг коммунальных гостиниц, а также 1-, 2-и 3-звездных гостиниц;

- в представленном законопроекте “О внесении изменений в Федеральный закон “О налоге на добавленную стоимость” сохранить льготу на путевки в учреждения отдыха, а также на туристские и экскурсионные путевки;

- в статью 4 Федерального закона РФ “О налоге на добавленную стоимость”, устанавливающих местом реализации услуг в туризме место их фактического осуществления;

- при работе над проектом второй части Налогового кодекса предусмотреть отмену налога на имущество и платы за пользование водными объектами для объектов рекреационного значения;

- при работе над проектом второй части Налогового кодекса предусмотреть установление минимальных ставок платы за землю для объектов рекреационного значения;

- при работе над проектом второй части Налогового кодекса предусмотреть право налогоплательщиков — субъектов туристской индустрии уменьшать налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, направляемых на развитие собственной производственной базы, а также на развитие объектов санаторно-курортного, спортивного, туристско-экскурсионного и иного рекреационного назначения при условии, что фактическая сумма прибыли, подлежащая налогообложению, будет уменьшена не более, чем на 50%;

- при работе над проектом второй части Налогового кодекса предусмотреть освобождение сезонных туристских баз, приютов, кемпингов и пр. от всех видов налогов и платежей в местные бюджеты на период их консервации в межсезонный период;

- разработать порядок предоставления государственных гарантий для выделения банками юридическим лицам льготных кредитов целевого назначения для реконструкции и строительства объектов туристской индустрии.

Министерству финансов Российской Федерации совместно с ГКФТ России:

— подготовить методики бухгалтерского учета предприятий туризма и гостиничного хозяйства, учитывающие особенности хозяйственной деятельности в этих сферах экономики;

— разработать методические рекомендации по определению особенностей состава затрат, относимых на себестоимость указанных услуг, для предприятий гостиничного хозяйства и иных объектов размещения в туризме.

Министерству Российской Федерации по налогам и сборам:

— необходимо внести дополнения в Инструкцию ГНС № 39 “О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость”, учитывающие специфику деятельности турфирм и позволяющие взимать НДС у туристских организаций с добавленной стоимости (разницы между стоимостью включаемых в турпродукт услуг и окончательной ценой тура), а не со всей стоимости путевки;

— целесообразно внести изменения в статью 21 Федерального закона “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, предусматривающие обязательные направления поступлений от курортного сбора и налога на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне целевым образом через специальные фонды на развитие туристской инфраструктуры курортных зон;

— целесообразно внести изменения в статью 21 Федерального закона “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, предусматривающие запрет на введение местных налогов, не включенных в перечень, установленный подпунктами “А — Ч” пункта 1 статьи 21 указанного закона.

Государственному Комитету Российской Федерации по статистике совместно с ГКФТ России:

— разработать и ввести специальные формы статистической отчетности для туристических организаций и организаций гостиничного хозяйства, а также систему показателей, непосредственно фиксирующих результаты финансово-хозяйственной деятельности и отвечающей рекомендациям Всемирной туристской организации и Статистической комиссии ООН.

Государственному Таможенному Комитету:

— представить в Правительство РФ на утверждение разработанные им минимальные ставки импортных пошлин на туристические автобусы, некоторые виды гостиничного оборудования, оборудования для санаторно-курортных комплексов, а также на другие товары, которые в России не производятся или производятся в незначительных количествах, но которые необходимы для обеспечения качественного обслуживания туристов.

Государственному Комитету Российской Федерации по стандартизации и метрологии:

— утвердить государственные стандарты туроператорской и турагентской деятельности, а также ГОСТы, определяющие требования к работе различных типов объектов размещения. Осуществить переход от ныне действующей сертификации туристских услуг к сертификации туристского продукта в соответствии с требованиями Федерального закона “Об основах туристской деятельности в Российской Федерации”, привлекая туристские и гостиничные ассоциации России к процедуре утверждения экспертов по сертификации в сфере туризма.

Министерству труда и социального развития Российской Федерации:

— необходимо утвердить перечень туристских профессий и квалификационные требования к ним, разработанные на основе анализа потребностей туриндустрии и мирового опыта, и на этой базе, с участием представителей турбизнеса.

Министерству путей сообщения Российской Федерации и Федеральной авиационной службе России:

— разработать и представить на утверждение Правительству РФ систему скидок, предоставляемых при проезде к месту отдыха, лечения, туризма по территории Российской Федерации.

ГКФТ России совместно с Министерством экономики РФ:

— разработать предложения по выделению государственных инвестиций на реконструкцию и строительство объектов туризма в рамках Федеральной целевой программы “Развитие туризма в Российской Федерации”.

Главам администрации субъектов федерации:

— предоставлять льготы по налогу на прибыль в части платежей в областной (республиканский) бюджет для юридических лиц (и их филиалов, работающих в сфере внутреннего туризма и туристской инфраструктуры);

— занимающихся приемом и обслуживанием российских граждан на территории области (республики), а также их выездом по туристским и экскурсионным путевкам российских туроператоров за пределы области (республики), но в границах РФ:тургостиниц, турбаз, кемпингов, мотелей, экскурсионных бюро, агентств и фирм;

— предоставляющих услуги по размещению и другому обслуживанию туристов:

тургостиниц, турбаз, кемпингов, мотелей, специализированных автотранспортных предприятий, работающих в сфере туризма;

— льготные тарифы на электроэнергию, тепло, воду, газ, телефонные и прочие коммунальные услуги для юридических лиц, работающих в сфере туризма и туристской инфраструктуры по предоставлению услуг по размещению туристов и экскурсантов, тургостиниц, турбаз, кемпингов, мотелей, экскурсионных бюро, агентств и фирм.