Rambler's Top100
НДС В СФЕРЕ ТУРИЗМА: БОРЬБА ПРОДОЛЖАЕТСЯ


Туризм практика, проблемы, перспективы №7(99)
1 июля 1999г. Редакция

     Президент отверг принятые Госдумой и одобренные Советом федерации поправки к Закону РФ „О налоге на добавленную стоимость", отменяющие льготы по НДС на туристские и экскурсионные путевки.

     Как известно, руководство отрасли, туристская общественность с конца прошлого года ведут против этого проекта активную борьбу, которую мы уже освещали на страницах журнала (№№ 4-5 за этот год). Тему продолжают Сергей Шпилько, Президент РАТА и Константин Гайдаров, консультант РАТА по налогообложению и финансам, Генеральный директор Аудиторской фирмы 000 „ТИЛЬДА-Аудит".

     Напомним, что основная „болевая точка" — выездной туризм. Отмена льгот на туристские путевки здесь может одномоментно привести к введению оборотного налога в 15—20%, который, в конечном счете, ляжет на плечи потребителя. Трудно переоценить негативные последствия такого шага для отрасли. Тем более, что некоторые наши соседи (в частности, Украина) уже столкнулись с этой проблемой, но, к своему счастью, смогли найти разумный путь ее решения.

     РАТА также обращалось в ГКФТ России с просьбой урегулировать данный вопрос, не допустить отмены льгот, хотя бы в разгар туристского сезона. Ведь в этом случае турфирмы, занимающиеся международным туризмом, могут оказаться „в правовом вакууме".

     К сожалению, сегодняшняя политико-экономическая ситуация в стране подталкивает к принятию жестких законодательных мер, направленных на отмену необоснованных, по мнению некоторых, налоговых льгот. Считается, что это позволит дополнительно пополнить бюджет. Вот только негативные последствия таких шагов, кажется, не просчитаны. А результат между тем может оказаться прямо противоположным: вместо ожидаемого увеличения налоговых поступлений произойдет фактическое сокращение объема собираемых налогов.

     Выработанный руководящими туристскими органами подход к проблеме взимания НДС в сфере международного туризма основан на юридическом определении понятия места реализации услуг. Дело в том, что действующая редакция Закона РФ „О налоге на добавленную стоимость" четко определяет понятие места реализации широкого спектра услуг. Туристские и экскурсионные услуги, по своей сути, мало отличаются от услуг в сфере культуры, образования, физической культуры и спорта, для которых местом реализации, в соответствии с п/п. „в" п. 5 ст. 4 упомянутого Закона, является место их фактического осуществления. Следовательно, в соответствии с п/п. „а" п. 1 ст. 3 этого же Закона, услуги в сфере выездного туризма, оказываемые вне территории РФ обложению налогом на добавленную стоимость в России не подлежат.

     Этот подход был согласован на состоявшейся 2 апреля 1999 г. встрече Председателя Комитета Госдумы РФ по туризму и спорту Александра Соколова, Председателя ГКФТ Леонида Тягачева, заместителя Председателя ГКФТ Сергея Шпилько с Министром России по налогам и сборам Георгием Боосом. А 19 апреля на парламентских слушаниях в Госдуме по вопросам совершенствования государственного регулирования и налогообложения сферы туризма и гостиничного хозяйства он был озвучен как официальная позиция Минналогов по этому вопросу.

     Руководство Минналогов пообещало письменно сформулировать свою точку зрения по поводу места реализации туристских услуг и 26 апреля 1999 г. направило в адрес ГКФТ письмо № ШС-15-01/340. Приведем выдержки из него.

     Вопросы налогообложения туристических услуг в рамках международного выездного туризма регулируются п. 5 ст. 4 Закона РФ „О налоге на добавленную стоимость". На основании п/п „в" п. 5 ст. 4 вышеуказанного Закона местом, реализации услуг, оказываемых в сфере культуры, искусства ... либо в иной аналогичной сфере деятельности, является место фактического оказания услуг...

     Поскольку оказание услуг в сфере туризма является сферой деятельности, аналогичной перечисленным,... то местом оказания туристских услуг также является место фактического осуществления этих услуг. Что, в соответствии с п. 9 Инструкции ГНС РФ от 11.10.95 №39 „О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (с учетом изменений и дополнений) должно подтверждаться наличием контракта с иностранным лицом, документов, подтверждающих оплату за оказанные услуги иностранному лицу и документов об оказании услуг, подписанных иностранным лицом, оказавшим услуги в сфере туризма и отдыха (к данным документам могут быть отнесены ваучеры с отметкой о фактическом оказании услуг, имеющиеся у турфирм).

      Таким образом, денежные средства, поступившие туроператорам, являющимся российскими налогоплательщиками, от покупателей услуг в сфере международного выездного туризма и перечисленные на основании вышеуказанных документов иностранному лицу, оказывающему эти услуги за рубежом, не включаются у данных туроператоров в объект обложения налогом на добавленную стоимость, то есть налогообложение туроператорской деятельности в сфере выездного туризма осуществляется с разницы между ценой реализации туристам комплекса услуг по туристическому обслуживанию (осуществляемому за рубежом) и ценой приобретения этих услуг у иностранных лиц.

     Указанный выше порядок исчисления НДС при реализации турфирмами комплекса услуг в сфере международного выездного туризма в полной мере распространяется на реализацию путевок турагентами...

      Этот режим налогообложения применяется при реализации в настоящее время путевок турфирмами в страны дальнего зарубежья в случае неприменения турфирмами льготного налогового режима.

      Согласно п/п. „г" п. 12 Инструкции ГНС РФ от 11.10.95 № 39 „О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (с учетом последующих изменений и дополнений) услуги по перевозке пассажиров и багажа за пределы территорий государств - участников СНГ, в том числе и по территории России, при оформлении перевозок международными перевозочными документами, а также услуги (работы) по перевозке пассажиров и багажа воздушными судами между Россией и государствами - участниками СНГ отнесены к числу экспортируемых услуг (работ), не облагаемых налогом на добавленную стоимость.

      Поэтому в соответствии с действующим в настоящее время порядком, если в комплексе услуг в сфере международного выездного туризма турфирмами реализуются авиабилеты международного образца по ценам, превышающим цены, указанные в авиабилете, то разница между стоимостью авиабилетов и платой, получаемой с покупателей этих билетов, облагается налогом на добавленную стоимость в тех случаях, когда реализация этих билетов производится отдельно от реализации туристских путевок, являющихся бланками строгой отчетности (то есть стоимость авиабилета и услуги по приобретению авиабилета, оказываемые туроператором, не включены в стоимость туристской путевки, сформированной и реализуемой этим же туроператором).

      Вместе с тем, согласно п. 9 упомянутой выше Инструкции ГНС РФ суммы авансовых и иных платежей, поступившие в счет предстоящего выполнения услуг, местом реализации которых согласно п. 5 ст. 4 Закона РФ „О налоге на добавленную стоимость" не является Российская Федерация, налогом на добавленную стоимость не облагаются.

     В связи с этим суммы авансовых и иных платежей, поступившие турфирмам .....в счет предстоящего выполнения услуг в сфере международного выездного туризма, местом реализации которых не является Российская Федерация, подлежат обложению налогом на добавленную стоимость с разницы между ценой предстоящей реализации туристам комплекса услуг по туристическому обслуживанию (осуществляемому за рубежом) и ценой предстоящего приобретения этих услуг у иностранных лиц.

     На первый взгляд, это письмо означает, что проблема решена: ведь позиция Минналогов сформулирована достаточно четко и однозначно. Увы, дело обстоит несколько иначе.

      Во-первых, это письмо Минналогов носит характер ведомственной переписки и может не приниматься органами арбитража в качестве правового акта, имеющего юридическую силу, поскольку оно нигде не опубликовано и не зарегистрировано в Минюсте.

      Во-вторых, и это самое главное, однозначное толкование места реализации туристских услуг все-таки должно быть установлено законодательным актом, поскольку для иных видов деятельности место реализации определяется законом или, по крайней мере, путем внесения изменений и дополнений в текст Инструкции ГНС РФ № 39, разъясняющей порядок исчисления и уплаты НДС.

      Поэтому крайне необходимо опубликовать письмо Минналогов в средствах массовой информации, ответственных за официальную публикацию нормативных актов министерств и ведомств, предварительно зарегистрировав его в Минюсте. Тогда у налогоплательщиков появится уверенность, что местные налоговые органы не отмахнутся от этого документа.

      Но даже придание этому письму статуса официального нормативного документа полностью проблемы взимания НДС в сфере международного туризма не решит. Дело в том, что в соответствии с Законом РФ „О налоге на добавленную стоимость" реализация товаров, работ, услуг в государствах — членах СНГ осуществляется с налогом на добавленную стоимость, и вопросы взаиморасчетов по НДС внутри СНГ регулируются двухсторонними межгосударственными" соглашениями. А например, соглашения между Российской Федерацией и Украиной в настоящее время не предусматривают принятия российскими предприятиями к зачету внутри России НДС, уплаченного украинскими поставщиками товаров, работ, услуг.

      Именно неурегулированность взаимоотношений России с целым рядом государств — членов СНГ по проблеме двухсторонних межгосударственных зачетов налога на добавленную стоимость может оказаться главным препятствием на пути туристических связей между Россией и странами СНГ.

     Таким образом, налицо распространенная ситуация: проблема как бы решена, но как бы и не решена.

     Дополнительно усугубляет ее и то, что Минналогов не настроено поддерживать поправки к Закону „О налоге на добавленную стоимость", предложенные ГКФТ. Между тем эти поправки получили поддержку в ходе парламентских слушаний 19 апреля.

    Сохранение неопределенности в таком важном вопросе, как взимание одного из наиболее собираемых налогов, оставляет возможности произвольного толкования тех или иных законодательных норм местными налоговыми органами.