Rambler's Top100
   Анталия Анталья Antalya Турция Аланья Бельдиби Гёйнюк Кемер Сиде Текирова Чамьюва отдых туризм путевки отели дешевые авиабилеты аренда машин прокат машин круизы яхты трансфер недвижимость   
  АНТАЛИЯ   ANTALYA

начало авиабилеты    трансфер    аренда авто    круизы   путевки   доп. услуги english
вся турция
спорт-отдых
экскурсии
советы туристу
faq
яхты
недвижимость
новости




НДС В СФЕРЕ ТУРИЗМА: БОРЬБА ПРОДОЛЖАЕТСЯ


Туризм практика, проблемы, перспективы №7(99)
1 июля 1999г. Редакция

     Президент отверг принятые Госдумой и одобренные Советом федерации поправки к Закону РФ „О налоге на добавленную стоимость", отменяющие льготы по НДС на туристские и экскурсионные путевки.

     Как известно, руководство отрасли, туристская общественность с конца прошлого года ведут против этого проекта активную борьбу, которую мы уже освещали на страницах журнала (№№ 4-5 за этот год). Тему продолжают Сергей Шпилько, Президент РАТА и Константин Гайдаров, консультант РАТА по налогообложению и финансам, Генеральный директор Аудиторской фирмы 000 „ТИЛЬДА-Аудит".

     Напомним, что основная „болевая точка" — выездной туризм. Отмена льгот на туристские путевки здесь может одномоментно привести к введению оборотного налога в 15—20%, который, в конечном счете, ляжет на плечи потребителя. Трудно переоценить негативные последствия такого шага для отрасли. Тем более, что некоторые наши соседи (в частности, Украина) уже столкнулись с этой проблемой, но, к своему счастью, смогли найти разумный путь ее решения.

     РАТА также обращалось в ГКФТ России с просьбой урегулировать данный вопрос, не допустить отмены льгот, хотя бы в разгар туристского сезона. Ведь в этом случае турфирмы, занимающиеся международным туризмом, могут оказаться „в правовом вакууме".

     К сожалению, сегодняшняя политико-экономическая ситуация в стране подталкивает к принятию жестких законодательных мер, направленных на отмену необоснованных, по мнению некоторых, налоговых льгот. Считается, что это позволит дополнительно пополнить бюджет. Вот только негативные последствия таких шагов, кажется, не просчитаны. А результат между тем может оказаться прямо противоположным: вместо ожидаемого увеличения налоговых поступлений произойдет фактическое сокращение объема собираемых налогов.

     Выработанный руководящими туристскими органами подход к проблеме взимания НДС в сфере международного туризма основан на юридическом определении понятия места реализации услуг. Дело в том, что действующая редакция Закона РФ „О налоге на добавленную стоимость" четко определяет понятие места реализации широкого спектра услуг. Туристские и экскурсионные услуги, по своей сути, мало отличаются от услуг в сфере культуры, образования, физической культуры и спорта, для которых местом реализации, в соответствии с п/п. „в" п. 5 ст. 4 упомянутого Закона, является место их фактического осуществления. Следовательно, в соответствии с п/п. „а" п. 1 ст. 3 этого же Закона, услуги в сфере выездного туризма, оказываемые вне территории РФ обложению налогом на добавленную стоимость в России не подлежат.

     Этот подход был согласован на состоявшейся 2 апреля 1999 г. встрече Председателя Комитета Госдумы РФ по туризму и спорту Александра Соколова, Председателя ГКФТ Леонида Тягачева, заместителя Председателя ГКФТ Сергея Шпилько с Министром России по налогам и сборам Георгием Боосом. А 19 апреля на парламентских слушаниях в Госдуме по вопросам совершенствования государственного регулирования и налогообложения сферы туризма и гостиничного хозяйства он был озвучен как официальная позиция Минналогов по этому вопросу.

     Руководство Минналогов пообещало письменно сформулировать свою точку зрения по поводу места реализации туристских услуг и 26 апреля 1999 г. направило в адрес ГКФТ письмо № ШС-15-01/340. Приведем выдержки из него.

     Вопросы налогообложения туристических услуг в рамках международного выездного туризма регулируются п. 5 ст. 4 Закона РФ „О налоге на добавленную стоимость". На основании п/п „в" п. 5 ст. 4 вышеуказанного Закона местом, реализации услуг, оказываемых в сфере культуры, искусства ... либо в иной аналогичной сфере деятельности, является место фактического оказания услуг...

     Поскольку оказание услуг в сфере туризма является сферой деятельности, аналогичной перечисленным,... то местом оказания туристских услуг также является место фактического осуществления этих услуг. Что, в соответствии с п. 9 Инструкции ГНС РФ от 11.10.95 №39 „О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (с учетом изменений и дополнений) должно подтверждаться наличием контракта с иностранным лицом, документов, подтверждающих оплату за оказанные услуги иностранному лицу и документов об оказании услуг, подписанных иностранным лицом, оказавшим услуги в сфере туризма и отдыха (к данным документам могут быть отнесены ваучеры с отметкой о фактическом оказании услуг, имеющиеся у турфирм).

      Таким образом, денежные средства, поступившие туроператорам, являющимся российскими налогоплательщиками, от покупателей услуг в сфере международного выездного туризма и перечисленные на основании вышеуказанных документов иностранному лицу, оказывающему эти услуги за рубежом, не включаются у данных туроператоров в объект обложения налогом на добавленную стоимость, то есть налогообложение туроператорской деятельности в сфере выездного туризма осуществляется с разницы между ценой реализации туристам комплекса услуг по туристическому обслуживанию (осуществляемому за рубежом) и ценой приобретения этих услуг у иностранных лиц.

     Указанный выше порядок исчисления НДС при реализации турфирмами комплекса услуг в сфере международного выездного туризма в полной мере распространяется на реализацию путевок турагентами...

      Этот режим налогообложения применяется при реализации в настоящее время путевок турфирмами в страны дальнего зарубежья в случае неприменения турфирмами льготного налогового режима.

      Согласно п/п. „г" п. 12 Инструкции ГНС РФ от 11.10.95 № 39 „О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (с учетом последующих изменений и дополнений) услуги по перевозке пассажиров и багажа за пределы территорий государств - участников СНГ, в том числе и по территории России, при оформлении перевозок международными перевозочными документами, а также услуги (работы) по перевозке пассажиров и багажа воздушными судами между Россией и государствами - участниками СНГ отнесены к числу экспортируемых услуг (работ), не облагаемых налогом на добавленную стоимость.

      Поэтому в соответствии с действующим в настоящее время порядком, если в комплексе услуг в сфере международного выездного туризма турфирмами реализуются авиабилеты международного образца по ценам, превышающим цены, указанные в авиабилете, то разница между стоимостью авиабилетов и платой, получаемой с покупателей этих билетов, облагается налогом на добавленную стоимость в тех случаях, когда реализация этих билетов производится отдельно от реализации туристских путевок, являющихся бланками строгой отчетности (то есть стоимость авиабилета и услуги по приобретению авиабилета, оказываемые туроператором, не включены в стоимость туристской путевки, сформированной и реализуемой этим же туроператором).

      Вместе с тем, согласно п. 9 упомянутой выше Инструкции ГНС РФ суммы авансовых и иных платежей, поступившие в счет предстоящего выполнения услуг, местом реализации которых согласно п. 5 ст. 4 Закона РФ „О налоге на добавленную стоимость" не является Российская Федерация, налогом на добавленную стоимость не облагаются.

     В связи с этим суммы авансовых и иных платежей, поступившие турфирмам .....в счет предстоящего выполнения услуг в сфере международного выездного туризма, местом реализации которых не является Российская Федерация, подлежат обложению налогом на добавленную стоимость с разницы между ценой предстоящей реализации туристам комплекса услуг по туристическому обслуживанию (осуществляемому за рубежом) и ценой предстоящего приобретения этих услуг у иностранных лиц.

     На первый взгляд, это письмо означает, что проблема решена: ведь позиция Минналогов сформулирована достаточно четко и однозначно. Увы, дело обстоит несколько иначе.

      Во-первых, это письмо Минналогов носит характер ведомственной переписки и может не приниматься органами арбитража в качестве правового акта, имеющего юридическую силу, поскольку оно нигде не опубликовано и не зарегистрировано в Минюсте.

      Во-вторых, и это самое главное, однозначное толкование места реализации туристских услуг все-таки должно быть установлено законодательным актом, поскольку для иных видов деятельности место реализации определяется законом или, по крайней мере, путем внесения изменений и дополнений в текст Инструкции ГНС РФ № 39, разъясняющей порядок исчисления и уплаты НДС.

      Поэтому крайне необходимо опубликовать письмо Минналогов в средствах массовой информации, ответственных за официальную публикацию нормативных актов министерств и ведомств, предварительно зарегистрировав его в Минюсте. Тогда у налогоплательщиков появится уверенность, что местные налоговые органы не отмахнутся от этого документа.

      Но даже придание этому письму статуса официального нормативного документа полностью проблемы взимания НДС в сфере международного туризма не решит. Дело в том, что в соответствии с Законом РФ „О налоге на добавленную стоимость" реализация товаров, работ, услуг в государствах — членах СНГ осуществляется с налогом на добавленную стоимость, и вопросы взаиморасчетов по НДС внутри СНГ регулируются двухсторонними межгосударственными" соглашениями. А например, соглашения между Российской Федерацией и Украиной в настоящее время не предусматривают принятия российскими предприятиями к зачету внутри России НДС, уплаченного украинскими поставщиками товаров, работ, услуг.

      Именно неурегулированность взаимоотношений России с целым рядом государств — членов СНГ по проблеме двухсторонних межгосударственных зачетов налога на добавленную стоимость может оказаться главным препятствием на пути туристических связей между Россией и странами СНГ.

     Таким образом, налицо распространенная ситуация: проблема как бы решена, но как бы и не решена.

     Дополнительно усугубляет ее и то, что Минналогов не настроено поддерживать поправки к Закону „О налоге на добавленную стоимость", предложенные ГКФТ. Между тем эти поправки получили поддержку в ходе парламентских слушаний 19 апреля.

    Сохранение неопределенности в таком важном вопросе, как взимание одного из наиболее собираемых налогов, оставляет возможности произвольного толкования тех или иных законодательных норм местными налоговыми органами.





  • Карта сайта
  • Ответственность
  • Контакты
  • Партнеры
  • Реклама
  • Работа у нас
  •   TopList Rambler's Top100 Яндекс цитирования Sedo - Buy and Sell Domain Names and Websites project info: antalya.ru Statistics for project antalya.ru etracker® web controlling instead of log file analysis
    © 2000-2011 The Network of Travel Sites ANTALYA.RU, ARAB.RU, DALMATIA.RU, FRANK.RU, MARMARA.RU, MARMARIS.RU, THAI.RU. TUROK.RU. All rights reserved.