Rambler's Top100
ТУРАГЕНТ, ТУРОПЕРАТОР И ДРУГИЕ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЗАКОНА


Туризм практика, проблемы, перспективы 8/99
1 августа  1999г
Константин ГАЙДАРОВ

      Чтобы достичь успеха в туристическом, да и в любом бизнесе, необходимо уверенно чувствовать себя „на юридическом поле". Туроператор, турагент, менеджер должны четко представлять свои права и обязанности. В помощь им мы предлагаем статью Константина Гайдарова.

Туроператор - турагент: предмет деятельности

     Закон РФ „Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" определяет предмет деятельности туристских организаций (туроператоров и турагентов) как „деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемую на основании лицензии". При этом туристский продукт определяется как „право на тур, предназначенное для реализации туристу". Турагенты отличаются от туроператоров тем, что первые не формируют туристские продукты (турпродукты), а занимаются лишь их продвижением и реализацией.

     Как правило, туристские организации не являются собственниками или арендаторами материальных средств (гостиниц, транспортных средств и т. п.) и не оказывают услуг их потребителям непосредственно, а осуществляют формирование и реализацию потребителям пакета прав на предоставление заказанных услуг: на проезд до места отдыха и обратно, на проживание в гостинице, экскурсионное, медицинское (при наличии соответствующего страхового полиса) и другие виды обслуживания.

     Туроператор, таким образом, осуществляет формирование турпродуктов в виде пакета неимущественных прав на предоставление потребителям заказанных туруслуг и реализацию турпродуктов потребителям. При этом туроператор фактически является посредником между потребителями туристских услуг и третьими лицами, непосредственно оказывающими потребителям заказанные услуги, и несет перед потребителями по своим обязательствам ответственность, установленную законом РФ „О защите прав потребителей" (№ 2300-1, 07.02.92), вышеупомянутым законом о туристской деятельности, а также условиями договоров между туроператором и потребителями.

     В качестве документов, подтверждающих передачу потребителю прав на предоставление услуг, включенных в турпродукт, и возникновение обязательств туроператора перед потребителем за надлежащее оказание услуг, туроператор выдает потребителю путевку в виде документа строгой отчетности по форме ТУР-1, а также туристский ваучер, устанавливающий право туриста на услуги, входящие в состав турпродукта, и подтверждающий факт их оказания. Индивидуальным туристам, кроме того, выдаются билеты, международный полис медицинского страхования и пр.

     Турагенты приобретают турпродукты у туроператоров и реализуют их потребителям от своего имени, а также по договорным поручениям, комиссии или по агентским договорам.

     В зависимости от особенностей деятельности у турагента возникают различные обязательства перед потребителями туруслуг и разная степень ответственности за обеспечение оказания их потребителю.

     Если турагент выдает потребителю путевку и ваучер от своего имени, он принимает обязательства перед потребителем на себя и несет перед ним ответственность.

     В том случае, когда турпродукт реализуется турагентом на основании заключенного с туроператором договора поручения, ответственность лежит на туроператоре, от имени которого действует турагент.

     Если деятельность осуществляется на основании договоров комиссии, обязательства перед потребителями возлагаются на турагента, ибо в таком случае именно он и от своего имени заключает сделки с потребителями.

     Если же турагент осуществляет реализацию турпродуктов на основании агентских договоров с туроператорами, то возникновение у турагента обязательств и ответственности перед потребителями зависит от того, действует ли последний от своего имени или от имени туроператора.

     В настоящее время нет единой точки зрения на договорные отношения между туристской организацией и потребителем.

     Некоторые аудиторские фирмы считают, что турпродукт может реализовываться как товар по договорам купли-продажи, в соответствии с чем в системе бухгалтерского учета туристских организаций его рассматривают в качестве товара. Эта точка зрения основывается на упоминании в законе о туристской деятельности розничной купли-продажи турпродуктов. Однако в соответствии с Гражданским кодексом РФ предметом договоров купли-продажи могут выступать только вещественные товары и имущественные права, к коим турпродукт не относится.

     Противоположная точка зрения заключается в том, что туруслуги не могут быть предметом купли-продажи, а должны возмездно оказываться потребителю. На наш взгляд, эта позиция по отношению, подчеркиваем, к туристским организациям, — другая крайность.

     Действительно, в п. 1 ст. 779 и ст. 780 ГК РФ говорится: „исполнитель услуг обязан по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность)" и „если иное не предусмотрено договором, исполнитель обязан оказать у слуги лично". Эти нормы дополняются определением понятия услуги, имеющемся в п. 5 ст. 38 Налогового кодекса РФ: „услугой... признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности". Однако непосредственное применение указанных норм к предмету деятельности туристских организаций невозможно уже в силу того, что сами они не оказывают услуги, а лишь приобретают права на предоставление услуг и затем реализуют их. Тем самым мы обращаем внимание на то, что существующее законодательство нуждается в корректировке.

Турорганизации и потребители

     Как представляется, в том случае, когда сделка между туроператором и потребителем не может быть оформлена ни в виде договора возмездного оказания услуг, ни в виде договора купли-продажи, следует пользоваться законодательной нормой, приведенной в пп. 2—4 ст. 421 ГК РФ (с учетом ограничений, налагаемых ст. 422): „стороны могут заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами". В данном случае его можно назвать договором на туристское обслуживание или договором купли-продажи неимущественных прав.

     В соответствии с этим договором туроператор или турагент передает, а потребитель приобретает права на предоставление комплекса туристских услуг по договорной цене на условиях, указанных в договоре.

     С учетом норм ст. 10 закона „Об основах туристской деятельности" условиями договора являются:

• информация о туроператоре или турагенте (продавце прав), включая данные о лицензии на осуществление туристской деятельности,

• сведения о туристе (покупателе прав) в объеме, необходимом для реализации турпродукта,

• информация о туроператоре, включая данные о его лицензии, юридический адрес и банковские реквизиты (в том случае, если турагент действует по договору поручения или агентскому договору от имени туроператора),

• подробная информация о правах на предоставление услуг, приобретаемых туристом в виде турпродукта (достоверная информация о потребительских свойствах каждой услуги, как-то: программа пребывания, маршрут путешествия, условия безопасности и сертификация турпродукта),

• дата и время начала и окончания путешествия, его продолжительность,

• порядок проводов, встречи и сопровождения туристов,

• перечень документов, выдаваемых туристу в подтверждение приобретения им прав на туристские услуги,

• права, обязанности и ответственность сторон, возникновение обязательств и порядок их исполнения,


• розничная цена турпродукта и порядок ее оплаты,

• минимум туристов в группе, срок информирования о том, что путешествие откладывается или отменяется из- за недобора группы,

• условия изменения и расторжения договора, порядок урегулирования возникших в связи с этим споров и возмещения убытков,

• порядок и сроки предъявления претензий.

Текст договора должен обеспечить одинаковое понимание всех существенных условий обеими сторонами.

Туроператоры и турагенты

     Отношения туроператора с турагентом регулируются договорами поручения, комиссии и агентскими договорами. Они должны составляться в соответствии с нормами, определенными в главах 49, 51 и 52 ч. II ГК РФ.

     Если турагент приобретает у туроператора сформированный турпродукт и реализует его от своего имени, он принимает на себя всю ответственность перед потребителями. На практике такого рода сделки затруднены тем обстоятельством, что все партнеры туроператора должны быть уведомлены о перечне тур-агентов, ваучеры которых они должны принимать наряду с ваучерами самого туроператора.

     В агентских договорах туроператор указывает, от чьего имени действует турагент. Если он действует от своего имени, он должен взять на себя обязательство выдавать турпутевки по форме ТУР-1 и нести установленную законом ответственность.

Туроператоры и третьи лица

     Виды договоров (контрактов) туроператоров с третьими лицами - поставщиками услуг, из которых формируется турпродукт, определяются законодательством РФ и тех стран, резидентами которых являются поставщики туруслуг.

     Контракты с собственниками гостиниц обеспечивают туроператору права на предоставление услуг по проживанию. Договоры с перевозчиками, страховыми компаниями, турагентами и туроператорами принимающих стран обычно представляют собой агентские соглашения.

     Общая черта подобных правоотношений — приобретение туроператором неимущественных прав на предоставление поставщиками соответствующих услуг, возникновение у поставщиков определенных обязательств перед туроператором по виду услуг, их объему, качеству и времени предоставления.

     Именно на подобные „мелочи" и следует обращать самое пристальное внимание при заключении договоров.