Rambler's Top100

КОММЕНТАРИЙ К ДОГОВОРАМ МЕЖДУ ТУРАГЕНТОМ И ТУРИСТОМ


     Наиболее применимыми в туристкой практике являются договоры купли-продажи тура и возмездного оказания услуг. Обе формы договора, помимо требований, предусмотренных ГК РФ должны обязательно учитывать требования Закона РФ “Об основах туристской деятельности в РФ” и Закона РФ “О защите прав потребителей”. Судебная практика показывает, что наиболее часто туристы в исковых заявлениях ссылаются на положения Закона РФ “О защите прав потребителей”.

     При подготовке договоров с туристами необходимо обратить особое внимание на положения о предоставлении необходимой и достоверной информации о туре, форс-мажорных обстоятельствах, порядке бронирования и аннулирования туров.

     Так например, действующие нормативные акты предусматривают необходимость предоставления туристам следующей информации:

     Вся вышеуказанная информация должна быть предоставлена туристу в наглядной и доступной форме на русском языке (ст.8 Закона РФ “О защите прав потребителей”).

     Факт ознакомления с вышеуказанной информацией фиксируется подписью туриста на бланке туристской путевки, либо в договоре.

     При упоминании в договоре последствий наступления обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажорных обстоятельств) необходимо подробно описывать, что стороны понимают под такими обстоятельствами, порядок извещения сторон об их наступлении и последствия, связанные с их наступлением.

     В случае, если турист заключает договор не только в своих интересах, либо представляет интересы третьих лиц, то необходимо помнить о существовании ст. 183 ГК РФ “Заключение сделки неуполномоченным лицом"

1. При отсутствии полномочий действовать от имени другого лица или при превышении таких полномочий сделка считается заключенной от имени и в интересах совершившего ее лица, если только другое лицо (представляемый) впоследствии прямо не одобрит данную сделку.

2. Последующее одобрение сделки представляемым создает, изменяет и прекращает для него гражданские права и обязанности по данной сделке с момента ее совершения”

     Участившиеся в последнее время случаи возникновения проблем у туристов при прохождении паспортного контроля и судебные разбирательства, связанные с этим, заставляют детально расписывать в договоре ответственность сторон за надлежащий характер выездных и въездных документов. Даже у специалистов разделились мнения по поводу того, кто отвечает за нарушение договора в случае не прохождения паспортного контроля при выезде из России и при въезде в страну пребывания и, обязано ли туристическое агентство проверять подлинность и правильность оформления загранпаспортов. Мы придерживаемся мнения о том, наличие действительного и надлежащего документа, удостоверяющего личность гражданина, является его гражданской обязанностью. Туристическое агентство не имеет ни технической, ни физической возможности проверять подлинность загранпаспортов и следовательно, не несет ответственности за нарушение туристом действующего законодательства о порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию.

     По другому дело обстоит с визами. Виза является составной частью туристской услуги и именно туристическое агентство отвечает за ее надлежащий характер. Это означает то, что в случае невыполнения обязательств Туристического агентства по причине ненадлежащего характера визы, последнее отвечает в полном объеме, в порядке предусмотренном законодательством РФ.

     Необходимо также иметь в виду, что в соответствии с п.4 ст. 425 ГК РФ “ Окончание срока действия договора не освобождает стороны от ответственности за его нарушение.” Это означает, что не зависимо от срока окончания действия договора Туристическое агентство несет ответственность перед Туристом в течение срока исковой давности, установленном ГК РФ - Статья 196 “Общий срок исковой давности устанавливается в три года.”