Rambler's Top100
   Анталия Анталья Antalya Турция Аланья Бельдиби Гёйнюк Кемер Сиде Текирова Чамьюва отдых туризм путевки отели дешевые авиабилеты аренда машин прокат машин круизы яхты трансфер недвижимость   
  АНТАЛИЯ   ANTALYA

начало авиабилеты    трансфер    аренда авто    круизы   путевки   доп. услуги english
вся турция
спорт-отдых
экскурсии
советы туристу
faq
яхты
недвижимость
новости




БЕЗУПРЕЧНЫЙ ДОГОВОР - ГАРАНТИЯ КАЧЕСТВА ТУРИСТСКОЙ ФИРМЫ.


Ткачева Таисия Николаевна, зам. начальника территориального управления Государственного антимонопольного комитета по Москве и Московской области

     К сожалению в России еще не разработаны стандарты, отражающие обязательные требования к качеству международного туризма как услуги. Часто это становится причиной взаимных претензий клиентов и турфирм. Очевидно, безупречный договор с потребителем — основа успеха в
турбизнесе.


     Гражданский кодекс Российской Федерации закрепляет принцип свободы договора. Это означает, что стороны свободны в определении условий заключаемого договора, которые формируются по их усмотрению и могут содержать отступления от правил, установленных законодательством.

     На практике туристские агентства используют разные варианты оформления отношений с клиентом. Если еще 2—3 года назад фирмы ограничивались просто выдачей квитанции об уплате услуг, то по мере цивилизации рынка туруслуг, под давлением потребительского диктата заключаются в основном двусторонние договоры.

     Принцип свободы договора реализуется и в Законе РФ „О защите прав потребителей”, ст.4 которого устанавливает, что продавец (исполнитель) обязаны передавать потребителю товар (работу, услугу), установленного договором качества. Таким образом, нарушение этих договоренностей рассматривается как нарушение договора.

     Если в договоре качество не определено, турфирма обязана оказать услугу, пригодную для целей, для которых услуга такого рода обычно используется. „Обычно предъявляемые требования” — категория, широко используемая в мировой практике регулирования правоотношений в области качества потребительских товаров и услуг. Косвенным подтверждением этого служит понятия „недостаток”, приводимое в преамбуле Закона РФ „О защите прав потребителей”. Закон подразделяет это понятие на простой недостаток и недостаток существенный. От степени существенности обнаруженного недостатка зависят права потребителей в той или иной ситуации

      Под недостатком товара (услуги) закон понимает несоответствие стандарту, условиям договора или обычно предъявляемым требованиям к качеству товара (услуги). Существенным считается недостаток, который делает невозможным или недоступным использование товара (услуг) в соответствии с его целевым назначением, либо который не может быть устранен, либо который проявляется вновь после устранения, либо для устранения которого требуются большие затраты, либо вследствие которого потребитель в значительной степени лишается того, на что он был вправе рассчитывать при заключении договора.

     В соответствии с принятым в мире определением под „обычно предъявляемыми требованиями” принимают средний для данной страны уровень требований, которым должен соответствовать товар (услуга) для того, чтобы его можно было использовать по известному продавцу (исполнителю) от потребителя назначению. Если потребителю не известно для каких целей заказывается услуга, она должна соответствовать среднему для данной страны уровню требований, чтобы ее можно было использовать обычному назначению.

     Если потребитель при заключении договора поставил турфирму в известность о конкретных целях приобретения товаров (услуги), то невозможность их использования для необходимых потребителю целей будет считаться недостатком турпродукта.

      Однако свобода договора не означает, что качество товара зависит только от желания сторон. Обязательные требования к качеству некоторых товаров и услуг могут устанавливаться в стандартах. К сожалению сейчас в нашей стране Туристско-экскурсионную сферу регламентируют несколько не отвечающих современным требованиям государственных стандартов. Поэтому Госстандарт России приступил к разработке стандартов на туризм. Уже создан Комитет в состав которого вошли авторитетные специалисты в этой области.

      При заключении договора на оказание услуги в письменной форме его условия о качестве могут содержаться в правилах выполнения соответствующих видов услуг, документах, в соответствии с которыми оказываются услуги (стандарт предприятия, например). Особые требования к качеству услуги могут быть указаны как непосредственно в договоре, так и в ссылках на соответствующие нормативные документы. К условиям договора о качестве услуги следует отнести также информацию о них, сообщенную потребителю исполнителем.

      Здесь следует уточнить, что права и обязанности исполнителей и потребителей в рамках различных договоров об указании услуг достаточно тщательно урегулированы во второй части Гражданского Кодекса.

      Необходимо разли-чать договоры об оказании услуг, хотя и отличающиеся от собственно подряда вообще и бытового подряда, в частности, но подчиняющегося нормам о подряде (бытовом подряде). Такого родя договорам, получившим название „возмездное оказание услуг”, регулируется туристическое обслуживание.

       Наряду с нормами главы 39 ГК о возмездном оказании услуг могут существовать и нормы специальных актов. В частности, в главе IV Федерального закона „Об основах туристской деятельности в Российской Федерации”, раскрываются „особенности формирования, продвижения и реализации туристского продукта”.

     По мнению ведущих юристов нашей страны, авторов Федерального закона „О защите прав потребителей” и Комментариев к нему, профессоров Т. Л. Левшиной и А. Е. Шерстобитова: „нормы специального закона не только декларативны, а в ряде случаев весьма туманны, но и содержат вопиющие ошибки. Так, согласно ст.9 данного закона договорные отношения по туристическому обслуживанию — это формирование и продвижение туристского продукта. Туристский же продукт является в соответствии со ст.1 рассматриваемого закона правом на тур, предназначенным для реализации туристу. Итак, туристский продукт — право, которое реализуется потребителю на основании договора, причем, как это следует из анализа ст.10 этого закона, конкретные условия путешествия, розничная цена туристского продукта указывается в туристической путевке, выдаваемой туристу туроператором или турагентом. Туристская путевка является письменным акцептором оферты туроператора или турагента на продажу туристского продукта и неотъемлемой часть договора, а также документом первичного учета туроператора или турагента”.

     Следовательно, во-первых, туристский продукт как право передается потребителю по договору купли-продажи; во-вторых, туристская путевка, оказывается является не письменной формой договора о туристском обслуживании, являющегося разновидностью договора о возмездном оказании услуг, а „письменным акцептом оферты туроператора или турагента на продажу туристского продукта” и, одновременно „неотъемлемой частью договора” (по всей видимости договора розничной купли-продажи „туристского продукта”), а также документом первичного учета туроператора или турагента.

     И в этом ничего удивительного, если учесть, что согласно той же ст.10 „конкретный заказ туриста или лица, уполномоченного представлять группу туристов, на формирование турпродукта туроператору оформляется в письменной форме соглашения, имеющее характер предварительного договора”.

      Перлы содержатся буквально в каждой строке этого документа, однако и указанного вполне достаточно, чтобы понять, что поскольку согласно п.2 ст.73 ГК нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, не должны противоречить Кодексу, статьи Закона „Об основах туристской деятельности в РФ”, посвященные договорным отношениям по туристскому обслуживанию, не применяемы.

      Менее чем годовая правоприменительная практика показала несовершенство Закона РФ „Об основах туристкой деятельности в РФ”. По имеющейся информации, весной этого года началась работа по внесению изменений и дополнений в закон.

      Исходя из сказанного, можно сделать следующий вывод — грамотно составленный договор будет являться гарантией выбранного потребителем уровня отдыха и одновременно, оградит предпринимателей от чрезмерных претензий клиента.





  • Карта сайта
  • Ответственность
  • Контакты
  • Партнеры
  • Реклама
  • Работа у нас
  •   TopList Rambler's Top100 Яндекс цитирования Sedo - Buy and Sell Domain Names and Websites project info: antalya.ru Statistics for project antalya.ru etracker® web controlling instead of log file analysis
    © 2000-2011 The Network of Travel Sites ANTALYA.RU, ARAB.RU, DALMATIA.RU, FRANK.RU, MARMARA.RU, MARMARIS.RU, THAI.RU. TUROK.RU. All rights reserved.